10 января исполнилось бы 95 лет Татьяне Ивановне Александровой (1929 – 1983), художнику-мультипликатору, иллюстратору, сказочнице. Человек увлеченный и трудолюбивый, Татьяна Александрова за свою не очень долгую жизнь успела подарить людям многое. Умные и веселые сказки – про «Катю в игрушечном городе» и «Волшебный сад», написанные в соавторстве с В. Берестовым, остроумно придуманные «библиотека для кукол» «Сундучок с книжками», волшебные сказки «Кузька», «Ветер», «Растяпа и Разиня», «Игрушечная школа», «Ляля Голубая, Ляля Розовая» – увлекают не только дошкольников. Это добрые сказки, сказки «на вырост», столь необходимые сегодняшнему ребенку, растущему порой в жестоком и злом мире. У Татьяны Александровой был дар прирожденной сказочницы. Она умела видеть, открывать чудесное и в знакомом человеке, и в простой травинке – и радоваться этому. Сама жизнь представлялась ей доброй, сказочно интересной .
Родилась она 10 января 1928г в Казани, но детство её прошло в Москве. У Татьяны Ивановны была сестра-двойняшка – Наталья. К каждой из них обращались двойным именем – Таньнаташа. Отец, в недавнем прошлом красногвардеец, работал инженером по лесосплаву и редко бывал дома, уезжая в длительные командировки. Мама – врач, подолгу задерживалась на ночных дежурствах. Старшая сестра – школьница. Огромный пятиэтажный дом на Большой Почтовой (квартира Александровых располагалась высоко – на четвертом этаже). Налаженный, хотя и не особенно богатый быт. Домашнее хозяйство ложилось на Татьяну и сестру. Рядом с ними была сказочница – Матрена Федоровна Царева, няня Матрешенька. Это она, крестьянка из Поволжья, полуграмотная, определила судьбы двух советских девочек-близнецов, привила им художественный вкус, любовь к искусству, к живому, необычайно богатому народному языку, передала им как наследство свою доброту, честность, добропорядочность. Она всегда находила время побаловать своих подопечных сказкой или присловьем, была рукодельницей и всячески пыталась украсить дом. Пословицы, песни, истории про домовых с лешими и даже рассказы о деревенском детстве няни тоже становились Таниными сказками. Таня могла знакомую сказку превратить совсем в неведомую и сочинить новую. Увлекательные истории она умела и любила сочинять еще в школе. Недаром подруги художницы придумали смешной пароль – «Тарас», который знали все друзья близнецов Тани и Наташи Александровых. Расшифровывался пароль очень просто: «Таня рассказывает». Все интересные книжки казались Тане слишком короткими. И когда она пересказывала их друзьям, то у Буратино или мальчика Пенты из «Айболита» приключений становилось в три раза больше.
Обе сестры увлекались рисованием. Татьяна Ивановна начала рисовать лет с четырех.
В 1941 году и мама, и папа пошли на фронт. В 1942 году отец погиб. В эвакуации Таня работала воспитательницей в детском саду. Даже находясь в эвакуации в Ярославле, девочки посещали изостудию при Дворце Пионеров, а рисунок Наташи в годы войны напечатали в «Пионерке». Переехав в Москву, сестры попали в изостудию Татьяны Александровны Луговской, талантливой театральной художницы и педагога. Под ее руководством любовь к рисованию из увлечения стала превращаться в будущую профессию, и обе девочки после школы поступили в институты с «художественным уклоном». Наташа выбрала Архитектурный, а фантазерка Таня – Институт кинематографии, отделение мультипликации.
После окончания института Татьяна Ивановна проработала несколько лет на «Союзмультфильме», потом в Пединституте. Долгое время преподавала во Дворце Пионеров детям живопись и рисунок. Что же больше всего ценила Татьяна Александровна в работах своих учителей, в искусстве народных мастеров и сказочников? «Искренность, бережливость без скупости, смех без насмешки, красота без слащавости, мудрость без нравоучений, правота без подчеркивания ее, умная доброта». Татьяна Александрова верила, что только тот, кто воспитает в себе эти качества, сможет стать настоящим художником и, что самое главное, просто интеллигентным человеком. И эту веру она хотела передать своим юным слушателям-читателям.
Все время писательница увлеченно исследовала все доступные ей источники по фольклору. Это было подготовкой к созданию лучшей ее книжки про домовенка Кузьку. Те, кто близко знал Татьяну Ивановну, говорят, что рождение домовёнка было не столько «трудным», сколько долгим и кропотливым: сказка складывалась в течение многих лет. (Собственно, удивляться тут нечего: у домовых сто лет за один год идет!) В первое издание вошла только первая повесть о Кузьке – реально лишь введение к основному тексту сказки. Первая часть трилогии – «Кузька в новом доме» была опубликована в 1975 году, затем появились «Кузька в лесу» и «Кузька у Бабы — Яги».
Герои её живут в современном мире, но они носители народных традиций. Их речь переполнена пословицами, поговорками, дразнилками. Таким образом, трилогию о Кузьке можно считать занимательным словарем старинного русского языка, а еще это своеобразная энциклопедия нечисти, ведь здесь и кикиморы, и лешие, и русалки, и водяные, и домовые, и многие другие персонажи волшебных сказок.
Бывают сказки, хранящие в себе тепло деревенской печки и тихого бабушкиного голоса, который поведает на сон грядущий и о леших, и о домовых, и о кикиморах болотных… Татьяна Ивановна Александрова написала как раз такую сказку, на редкость уютную и добрую. Из народных сказок пришел в ее рисунки маленький герой Домовенок Кузька, которого сегодня так хорошо знают все любители мультфильмов.
Дочь Галина после смерти мамы продолжила сказочные похождения Кузьки и его друзей, написав около 20 книг. Все их можно найти в библиотеках города.